Начало Блоги Блог админа

Керечане на фото

Неожиданно нашел на просторах интернета уникальную фотографию. На ней жители Керети.

Не очень понятна датировка. Скорее всего, начало XX века.

Замечательно, что на ней узнаваемы как амбар сзади позирующих, так и Красные склады на том берегу!!!

Даже и не знал, что за за ними в сторону моря были еще какие-то склады.

Кто-нибудь знает источник?

 

Солеварение на Белом море

Предлагаем вашему вниманию выдержку из статьи о поваренной соли, найденной на просторах интернета.

.......

Морскую соль добывают не только жители Юга, но и северяне, хотя на Севере лето короткое и летней жары недостаточно для того, чтобы морская вода испарилась на воздухе и превратилась в насыщенный соляной рассол. Получение соли из морской воды на Севере связано с большими затратами тепла, так как в морской воде содержание поваренной соли почти в десять раз меньше, чем в насыщенном рассоле. Однако уже давно замечено, что при замерзании морской воды лед получается несоленым, а вода становится гораздо солонее. Это объясняется тем, что температура замерзания чистой воды выше, чем раствора солей.

Имеются сведения, что на Белом море уже в XII в. жители прибрежных сел выпаривали соль из морской воды и солили ею рыбу. Морскую соль на Севере называли морянкой. В Архангельской губернии и на Беломорском побережье в течение нескольких столетий почти единственным источником получения соли была морская вода. Лишь немного соли (не более 20%) добывали из соляных ключей при помощи колодцев. Такую соль, в отличие от морянки, на Севере называли ключевкой. Более 20 крупных усолий насчитывалось в XVI—XVII вв. на южном и восточном побережьях Белого моря — Золотицкое, Лямецкое, Нюхотское, Куйское, Куперецкое и др. Добывали соль из морской воды и в соляных угодьях на Кольском полуострове — в Варзуге, Порьей губе.

Соляные варницы устраивались преимущественно в районе морских губ. Соль вываривали главным образом зимой из подледной воды, так как добываемый из-под льда рассол был более концентрированным, или, как тогда говорили, более «добр».

«Начинается солеварение, — читаем в докладе Архангельской соляной конторы, — как скоро зимний лед установится, оканчивается, как скоро оный решится; в летнее время варить соль не можно, потому что все поморские варницы находятся при отмелистых морских берегах и при малейшем ветре морская вода мутнится и соответственно на варение становится не удобною».

Техника выварки соли из морской воды ничем не отличалась от выварки ее из подземных рассолов.

Морская вода поступала по деревянным трубам в вырытые в земле колодцы. Из этих колодцев рассол переливали черпаками с длинной ручкой в ушаты или носили его в варницу. Варница — четырехстенный бревенчатый сарай с пристеном (сенями, где складывали дрова) — топилась «по-черному», без труб; в кровле было пробито несколько отверстий для выхода дыма. Посередине избы в земляном полу имелась яма, которая служила «печью». Края ямы обкладывали серым камнем или кирпичом и обмазывали глиной. Из одного бока ямы под полом пристена шла труба наружу — поддувало. Наружный конец трубы прикрывали особого рода ящиком; открывая и закрывая его, можно было усилить или ослабить тягу.

Над печью на толстых жердях и железных крючках (дугах), прикрепленных к балкам сарая, подвешивали четырехугольные железные чаны — жаровни, называемые цыренами или дренами (теперь чрены). Соленую воду заливали в чрены и кипятили 24—30 часов, а иногда и более. Обычная продолжительность «вари» не превышала полутора суток.

Вываркой соли руководил опытный варничный мастер, или повар, которому помогали подварок и несколько рабочих. Повар сам затапливал печь, кладя дрова к устью печи кучкой, а подварок в это время «напущал» в чрен рассол, который рабочие носили ведрами из ларя или который самотеком поступал по лоткам.

Когда рассол начинал закипать, повар с подварком менялись местами. Варничный мастер становился у чрена и внимательно следил за тем, как шел «кипеж» рассола, высматривая момент, когда в нем начнет «родиться» соль. При появлении первых кристаллов соли в чрен добавляли свежую порцию рассола, доводя смесь до начального уровня. Так поступали несколько раз, пока не получался густой «засол», т. е. весь рассол не становился насыщенным. Чем крепче был первоначальный рассол, тем меньше требовалось добавок и тем короче была «варя».

По окончании варки рабочие сгребали соль лопатами к бортам чрена и выбрасывали ее на полати — деревянный помост, устроенный над чреном. На полатях соль сушили в течение суток и затем ссыпали в мешки, которые относили в соляной амбар. После двух-трех десятков варей начинался так называемый сгреб — выварку соли надолго прекращали и занимались ремонтом и чисткой печей, ларей, чренов.

Такой способ получения соли с небольшими изменениями просуществовал почти до конца XIX в. Беломорская соль славилась по всей Руси. Почти три столетия морянкой торговали на всем протяжении Северной Двины, в Вологде, Костроме. Новгородские купцы еще в XIV в. обменивали железные изделия на морянку и привозили ее в Новгород. В XV—XVI вв. беломорская соль продавалась в Твери, Ростове, Угличе, Кимрах, Торжке, Каргополе. Наибольшего расцвета беломорский соляной промысел достиг в первой половине XVII в., ежегодно около 700 тыс. пудов соли вываривалось в Беломорье.

В начале нашего века выварка соли в Беломорье полностью прекратилась. Морянка исчезла с рынков не только центральных русских городов, но и Беломорского края. Ее вытеснила более дешевая соль Поволжья и Приуралья.

Иногда на Севере соль получали из морской воды вымораживанием в бассейнах. Когда вода замерзала, лед скалывали и выбрасывали. Наиболее сгущенный рассол получался при больших морозах — 20—25° С. Когда начиналась кристаллизация соли, рассол переносили в варницу и подвергали выварке.

 

Малая Родина

.

Плотников Николай Романович

(1936-2016)

МАЛАЯ РОДИНА

Пятьсот лет назад на морском берегу
Житель поморский выбрал судьбу,
Дом новгородский срубил для семьи,
Карбас рыбацкий сшил вместо ладьи.

Выбрал помор косогор у реки,
Церкви поставил как маяки.
След свой оставил помор на Земле,
Считая, что смысл бытия в красоте.

На сельском погосте у Кереть – реки
Покоятся брат да отец и мои земляки,
Что холили землю на том рубеже,
Где рос лишь овёс, да камни в меже.

Катится к морю Кереть – река,
Зажатая в тесные берега.
Скачет разгорячённая по валунам,
А ждёт реку ледяной океан.

Шумит белой ночью речной водопад,
Звенит подо льдом, как серебряный клад.
Весеннее солнце искрится в воде,
Тень облаков танцует на каменном дне.

Катится к морю Кереть – река
С карельских болот, издалека.
На хвое настоянная речная волна
С прибоем солёным сольётся она.

Парит над рекою ястреб – скопа,
Крыльями опираясь на облака,
Падает камнем в стрежень крутой,
Сразиться с царь - рыбой в пучине речной.

Бежит с косогора Кереть – река.
Сколько воды утекло за века?
Острые льды и густые снега,
Да время размыли её берега.

Курчавые в небе плывут облака
С холодных широт издалека.
Поморский карбас качает волна,
Под карбасом тёмная пропасть без дна.

Белое море – моя колыбель.
Здесь на морском берегу и теперь,
Хочешь поверь, хочешь проверь,
Сердце щемит от утрат и потерь.

Ветер солёный с морского залива
Грудь распирает, как волны прилива.
Здесь воздух пьянящий душистых лугов
И море волнуется без берегов.

Дышит приливами Белое море,
Штормит веками на счастье и горе,
Шлифует скалы, вздымаясь валами,
Играет галькой меж валунами.

Белые ночи и белые зори,
Белые чайки на Белом море,
Белые льды, покрытые снегом,
Малая Родина стерильного цвета!

.

Из сборника стихов автора

 

Несостоявшаяся станция Кереть

Еще один фрагмент несбывшейся истории.

Ниже приведен фрагмент карты с первоначальной схемой мурманской железной дороги, где хорошо видна станция Кереть, которая должна была быть рядом с селом Кереть.

Данная карта опубликована в книге Уильяма Эббота "Соединенные штаты в великой войне".

Источники:
Элеткронная библиотрека HathiTrust
Сайт "Исторические карты для студентов и преподавателей"

 

Описание Керетского прихода

Приход состоял из с. Керети, расположенного на берегу Кандалакшской губы, одного выселка и трех деревень в глубине материка. Почти все жители прихода придерживались раскола. В 1894 г. причастились только 8 человек из 453 прихожан - 3 мужчин и 5 женщин.

На основании устного предания была составлена церковно-приходская летопись. Согласно этой летописи, Кереть первоначально была вотчиной Соловецкого монастыря. Здесь были устроены соляные варницы и расчищены сенокосные поля. Рыболовные тони в нескольких верстах от села еще долгое время назывались "монастырскими". Соловецким монастырем были, вероятно, построены первые церкви: одна во имя вмч. Георгия и другая во имя свт. Николая Чудотворца, около которых находилась еще часовня во имя вмч. Димитрия Солунского.

Георгиевская церковь была построена в 1593 г., о чем говорилось в грамоте митрополита Новгородского Варлаама. Николаевская церковь построена по грамоте митрополита Аффония в первой половине XVII в. Из жития преп. Варлаама Керетского Чудотворца видно, что Георгиевская церковь и в 1664 г. уже существовала, т.к. в этом году в нее были перенесены из Чупской губы мощи преподобного. В январе 1725 г. по указу Св. Синода мощи преп. Варлаама были освидетельствованы соловецким иеромонахом Ионой и десятским священником Кушерецкой волости Епимахом, после совершения Божественной литургии. Мощи были обретены нетленными. Затем, при большом стечении народа, мощи были перенесены в церковь вмч. Георгия, где они были положены около левого клироса. В 1769 г. обе церкви сгорели. Мощи св. Варлаама были вынесены и поставлены за четверть версты от села, где впоследствии был поставлен крест. По устному преданию, на месте пребывания мощей появился ручей, водой которого заливали горящие церкви и следы которого были видны многие десятилетия.

Около 1773-1774 г.г. была построена двухэтажная церковь с двумя престолами: в верхнем этаже, где у левого клироса были поставлены мощи преп. Варлаама, - в честь вмч. Георгия и в нижнем - во имя свт. Николая Чудотворца. Этой церкви, как и другим церквям на Кемском берегу Белого моря, грозила опасность от англичан во время Крымской войны. Поэтому приходской священник Ф. Ануфриев просил у епархиального начальства разрешение на перенос мощей преп. Варлаама в безопасное место. В ответ на эту просьбу последовало распоряжение "до святых мощей… не касаться совершенно, следуя тому, что и Св. Синод касательно мощей почивающих в Соловецкой обители не дал никакого распоряжения" (Цит. по: Краткое…, с. 182). Но, оставшись невредимыми от рук врагов, церковь и мощи преподобного стали жертвами пожара, случившегося 26 мая 1857 г. из-за неосторожнго обращения с огнем, причем сгорело все имущество верхнего храма и, кроме того, до 26 крестьянских домов. Вскоре в Керети была построена часовня, в которой поместили оставшуюся утварь и иконы из нижнего сгоревшего храма.

Новая церковь была построена в 1859-1867 г.г. Престолы: главный - во имя свт. Николая Чудотворца, в южной части храма - во имя вмч. Георгия, в северной - в честь преп. Варлаама Керетского, останки святых мощей которого, собранные после пожара, хранились в новом храме, в раке, пожертвованной прихожанкой Н. Савиной. Усердием местных прихожан братьев Александра, Владимира и Алексея Савиных, во всех трех храмах в 1889 г. были устроены новые иконостасы, стоившие вместе с несколькими новыми иконами 3000 руб. Рака с мощами была устроена в виде продолговатого ящика, покрашенного черной краской, с изображением креста. Рака была обнесенажелезной решеткой, окрашенной в зеленый цвет. Над ракой была установлена сень на четырех столбах, на ней украшенная резными узорами. На раке находился пятничный образ преп. Варлаама.

Жертвователи: учительница ЦПШ получала жалование 120 руб. в год из средств попечительницы школы Н. Савиной.

В 1885 г. приход был включен в состав Кемско-Керетского миссионерского комитета 1-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в сильной степени были заражены старообрядческим расколом).

Священники: Михаил Плотников 1777-1788 г.г.; Петр Семенов Ануфриев 1788-1800 г.г. (из дьячков Керетского прихода); Григорий Михайлов Плотников 1802-1812 г.г. (из пономарей); Никита Ануфриев 1813-1827 г.г.; Иоанн Григорьев Плотников 1828-1843 г.г. (из диаконов); Евдоким Абрамов Второй 1843-1846 г.г. (Олонецкая ДС); Михаил Федоров Михайлов 1846-1851 г.г.; Иоанн Логиновский 1851-1852 г.г.; Федор Андреев Ануфриев 1852-1865 г.г.; Александр Иоаннов Васильев 1866-1869 г.г. (АДС, студент); Александр Алексиев Зуев 1869-1872 г.г. (АДС, студент); Евгений Васильев Никифоров 1873-1875 г.г.; Лев Стефанов Владимиров 1875-1883 г.г.; Александр Ксанфиев Зимин 1883-1890 г.г.; Владимир Макаров Видякин 1890-1891 г.г.; Александр Матфиев Ильинский 1892-30.8.1894 (поступил в духовную академию).

Источники:

- приведенный текст - сайт "Православные приходы и монастыри севера"
- первоисточник - Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии / Арханг. Епархиал. церковно-археолого. ком. - Архангельск : Издательство Архангельской церковно-археологической комиссии, 1894 - Вып. 3 : Уезды : Онежский, Кемский и Кольский. - 1896 - на сайте Электронная краеведческая библиотека "Русский Север"

 
Еще статьи...

Что нового

Смотрите фотографии, сделанные в сентябре 2016 года и новую панораму Керети.

Кереть в блогах

Погода в Керети

Опрос

Как вы считаете, есть ли у Керети будущее?
 

Кто онлайн

Сейчас 98 гостей онлайн