Начало Блоги Блог админа Описание Керетского прихода

Описание Керетского прихода

Приход состоял из с. Керети, расположенного на берегу Кандалакшской губы, одного выселка и трех деревень в глубине материка. Почти все жители прихода придерживались раскола. В 1894 г. причастились только 8 человек из 453 прихожан - 3 мужчин и 5 женщин.

На основании устного предания была составлена церковно-приходская летопись. Согласно этой летописи, Кереть первоначально была вотчиной Соловецкого монастыря. Здесь были устроены соляные варницы и расчищены сенокосные поля. Рыболовные тони в нескольких верстах от села еще долгое время назывались "монастырскими". Соловецким монастырем были, вероятно, построены первые церкви: одна во имя вмч. Георгия и другая во имя свт. Николая Чудотворца, около которых находилась еще часовня во имя вмч. Димитрия Солунского.

Георгиевская церковь была построена в 1593 г., о чем говорилось в грамоте митрополита Новгородского Варлаама. Николаевская церковь построена по грамоте митрополита Аффония в первой половине XVII в. Из жития преп. Варлаама Керетского Чудотворца видно, что Георгиевская церковь и в 1664 г. уже существовала, т.к. в этом году в нее были перенесены из Чупской губы мощи преподобного. В январе 1725 г. по указу Св. Синода мощи преп. Варлаама были освидетельствованы соловецким иеромонахом Ионой и десятским священником Кушерецкой волости Епимахом, после совершения Божественной литургии. Мощи были обретены нетленными. Затем, при большом стечении народа, мощи были перенесены в церковь вмч. Георгия, где они были положены около левого клироса. В 1769 г. обе церкви сгорели. Мощи св. Варлаама были вынесены и поставлены за четверть версты от села, где впоследствии был поставлен крест. По устному преданию, на месте пребывания мощей появился ручей, водой которого заливали горящие церкви и следы которого были видны многие десятилетия.

Около 1773-1774 г.г. была построена двухэтажная церковь с двумя престолами: в верхнем этаже, где у левого клироса были поставлены мощи преп. Варлаама, - в честь вмч. Георгия и в нижнем - во имя свт. Николая Чудотворца. Этой церкви, как и другим церквям на Кемском берегу Белого моря, грозила опасность от англичан во время Крымской войны. Поэтому приходской священник Ф. Ануфриев просил у епархиального начальства разрешение на перенос мощей преп. Варлаама в безопасное место. В ответ на эту просьбу последовало распоряжение "до святых мощей… не касаться совершенно, следуя тому, что и Св. Синод касательно мощей почивающих в Соловецкой обители не дал никакого распоряжения" (Цит. по: Краткое…, с. 182). Но, оставшись невредимыми от рук врагов, церковь и мощи преподобного стали жертвами пожара, случившегося 26 мая 1857 г. из-за неосторожнго обращения с огнем, причем сгорело все имущество верхнего храма и, кроме того, до 26 крестьянских домов. Вскоре в Керети была построена часовня, в которой поместили оставшуюся утварь и иконы из нижнего сгоревшего храма.

Новая церковь была построена в 1859-1867 г.г. Престолы: главный - во имя свт. Николая Чудотворца, в южной части храма - во имя вмч. Георгия, в северной - в честь преп. Варлаама Керетского, останки святых мощей которого, собранные после пожара, хранились в новом храме, в раке, пожертвованной прихожанкой Н. Савиной. Усердием местных прихожан братьев Александра, Владимира и Алексея Савиных, во всех трех храмах в 1889 г. были устроены новые иконостасы, стоившие вместе с несколькими новыми иконами 3000 руб. Рака с мощами была устроена в виде продолговатого ящика, покрашенного черной краской, с изображением креста. Рака была обнесенажелезной решеткой, окрашенной в зеленый цвет. Над ракой была установлена сень на четырех столбах, на ней украшенная резными узорами. На раке находился пятничный образ преп. Варлаама.

Жертвователи: учительница ЦПШ получала жалование 120 руб. в год из средств попечительницы школы Н. Савиной.

В 1885 г. приход был включен в состав Кемско-Керетского миссионерского комитета 1-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в сильной степени были заражены старообрядческим расколом).

Священники: Михаил Плотников 1777-1788 г.г.; Петр Семенов Ануфриев 1788-1800 г.г. (из дьячков Керетского прихода); Григорий Михайлов Плотников 1802-1812 г.г. (из пономарей); Никита Ануфриев 1813-1827 г.г.; Иоанн Григорьев Плотников 1828-1843 г.г. (из диаконов); Евдоким Абрамов Второй 1843-1846 г.г. (Олонецкая ДС); Михаил Федоров Михайлов 1846-1851 г.г.; Иоанн Логиновский 1851-1852 г.г.; Федор Андреев Ануфриев 1852-1865 г.г.; Александр Иоаннов Васильев 1866-1869 г.г. (АДС, студент); Александр Алексиев Зуев 1869-1872 г.г. (АДС, студент); Евгений Васильев Никифоров 1873-1875 г.г.; Лев Стефанов Владимиров 1875-1883 г.г.; Александр Ксанфиев Зимин 1883-1890 г.г.; Владимир Макаров Видякин 1890-1891 г.г.; Александр Матфиев Ильинский 1892-30.8.1894 (поступил в духовную академию).

Источники:

- приведенный текст - сайт "Православные приходы и монастыри севера"
- первоисточник - Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии / Арханг. Епархиал. церковно-археолого. ком. - Архангельск : Издательство Архангельской церковно-археологической комиссии, 1894 - Вып. 3 : Уезды : Онежский, Кемский и Кольский. - 1896 - на сайте Электронная краеведческая библиотека "Русский Север"

Что нового

Смотрите фотографии, сделанные в сентябре 2016 года и новую панораму Керети.

Кереть в блогах

Погода в Керети

Опрос

Как вы считаете, есть ли у Керети будущее?
 

Кто онлайн

Сейчас 70 гостей онлайн