Начало Блоги Блог админа

Еще раз про железную дорогу и Кереть

Изучая старые карты, наткнулся на одну очень любопытную 1922 года (спасибо ресурсу retromap.ru).

На ней трасса мурманской железной дороги идет иначе, чем в реальности (сравнить в подробностях можно здесь)

Обратите внимание на изгиб дороги в районе чупинского залива! Откуда он мог взяться? Буйная фантазия автора карты или все-таки реальные источники? Карта английская, 1922 года, время, когда Россия только выбиралась из разрухи, принесенной гражданской войной. Поэтому представляется маловероятным, что были использованы актуальные источники для построения этой карты. А, значит, использовались дореволюционные, может даже довоенные (до 1-й мировой).

Вот тут мы и приходим к еще одному подтверждению, что изначально трасса железной дороги должна была пройти совсем недалеко от Керети. Обратимся еще раз к одному из первоисточников - описанию поездки Архангельского губернатора в Кемский уезд в 1895 году (стр. 29). Источник прямо говорит:

Этот фрагмент дает нам довольно точное местоположение будущей железной дороги - в шести верстах вверх по реке Кереть. Это хорошо согласуется с положением телеграфной линии. Если прокладывать ж/д дальше в сторону Кандалакши от того места, где телеграфная линия сворачивает к Керети и через то место где ориентировочно была "железнодорожная просека", то как раз и выходит та самая петля, огибающая чупинский залив.

Вот и получается, что железная дорога могла быть всего в 5-6 км от Керети, не в 30 с лишним.

Что говорить, это могло кардинально изменить историю села. Да и не только Керети, а многих других населенных пунктов, которых тут раньше было в изобилии, а теперь даже на карте их не осталось.

Но это уже тема другой статьи.

Источники.

1. Описание поездки Архангельского губернатора в Кемский уезд в 1895 году. Спасибо ресурсу kolamap.ru.

 

Сайт со старыми фотографиями

Нашел в инете хороший сайт, на котором можно посмотреть исторические фотографии с привязкой к местности.

Посмотреть и при желании поучаствовать можно здесь.

 

 

Ловля жемчуга в Керети

Статья о ловле жемчуга в Архангельских Губернских ведомостях.

Вы так же можете посмотреть или скачать документ отсюда.

источник

 

Шинкарство

Вот такие критические статьи публиковались в Архангельских газетах.

Вы так же можете посмотреть или скачать документ отсюда.

источник

 

Дорога в Кереть

Автор под псевдонимом "Северный" в своей рецензии книги Оленева И. В. (1870-1920) "Карельский край и его будущее в связи с постройкою Мурманской железной дороги : Путевые очерки с многими рисунками" в журнале "Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера" № 1 – 2 за 1918 год дает свою оценку необходимости постройки дороги из села Кереть в Ухту (Калевала), бывшую важным территориальным центром, и предлагает следующий маршрут:

с. Кереть, Новая Деревня (40 в.). Большое озеро (30 в.), Кестеньга (30 в.), Кокосалма (15 в.), Тунгузеро (15 в.), Кябель (5 в.), Аккола (20 в.), Каташламба (3 в.), Кушеванда (12 в.), Тихтозеро (20 в.), Мальвіани (20 в.), и Ухта (40 в.).

Для нас наиболее интересна первая часть маршрута: от Керети до Кестеньги. Она включает два населенных пункта: Новая Деревня и Большое озеро. Ни того, ни другого в настоящий момент на карте нет.

Попытаемся представить, что это могло быть. В принципе в 40 верстах от Керети в сторону Кестеньги находятся Лоухи. Известно, что Лоухи возникли как станция на новопостроенной мурманской железной дороге и автор не мог не упомянуть этот населенный пункт, если бы именно его имел ввиду. Так что же было "Новой деревней"?

Есть такая версия. На железной дороге между станциями Лоухи и Чупа находится станция Кереть. И около нее на берегу реки Кереть имеются остатки поселения, которое то же наименуется Кереть, но это "не та" Кереть. Однако поселение далеко не новое.  Трудно судить, когда эта деревня могла образоваться - во время постройки железной дороги или раньше, но раз уж это тоже Кереть, то не могло быть два населенных пункта с одним названием. Если вообразить, что это поселение было основано керечанами, и находится недалеко от "главной" Керети, и на той же реке, то как логично его назвать? Правильно, "Новая деревня". Есть же во многих городах России новые районы, которые называются незамысловато "Новый город"!

Единственное, что смущает автора, это расстояние. Северный пишет, что от Керети до Новой деревни 40 верст. А получается не многим более 30-ти. Понятно, что дорога не прямая и т.д., но все равно расстояние великовато.... Есть другой вариант: чуть выше по реке Кереть есть озеро с необычным и редким названием - "Новое":) Старые топографические карты показывают там остатки каких то строений. Может тут и была та самая Новая деревня?

Ну, так или иначе, местоположение этого населенного пункта более-менее понятно. Он был вверх по реке Кереть, либо у пересечения с ж/д либо чуть выше - у озера Новое.

Где же было Большое озеро? Идеальное место - это там, где ныне находится поселок Сосновый. Сомневаюсь, что бы деревню Большое озеро переименовали в Сосновый. Нет в этом никакого смысла, никакой идеи. Значит, было что-то другое.

Бросается в глаза наличие рядом с Сосновым как минимум двух озер с названиями, включающими слово "Большой" - Большое Северное озеро, Большое Еловое озеро. Напрашивается вывод, что упомянутый населенный пункт был у какого-то из этих озер. Между Еловым озером и Большим Северным, совсем рядом с п. Сосновый есть очень удачное место, село туда так и просится. Да там и видны какие-то строение. Может это оно и было?

Есть, правда, еще одна версия. не было населенного пункта Большое озеро, а было одно из больших озер. Через него автор и предлагал передвигаться. Переправы он не отрицал :)

Конечно, полностью решить эту загадку, наверное, не удастся, но чуть-чуть занавес, повешенный историей, мы приоткрыли!

 
Еще статьи...

Что нового

Смотрите фотографии, сделанные в сентябре 2016 года и новую панораму Керети.

Кереть в блогах

Погода в Керети

Опрос

Как вы считаете, есть ли у Керети будущее?
 

Кто онлайн

Сейчас 26 гостей онлайн