Начало Блоги Блог админа

Дорога в Кереть

Автор под псевдонимом "Северный" в своей рецензии книги Оленева И. В. (1870-1920) "Карельский край и его будущее в связи с постройкою Мурманской железной дороги : Путевые очерки с многими рисунками" в журнале "Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера" № 1 – 2 за 1918 год дает свою оценку необходимости постройки дороги из села Кереть в Ухту (Калевала), бывшую важным территориальным центром, и предлагает следующий маршрут:

с. Кереть, Новая Деревня (40 в.). Большое озеро (30 в.), Кестеньга (30 в.), Кокосалма (15 в.), Тунгузеро (15 в.), Кябель (5 в.), Аккола (20 в.), Каташламба (3 в.), Кушеванда (12 в.), Тихтозеро (20 в.), Мальвіани (20 в.), и Ухта (40 в.).

Для нас наиболее интересна первая часть маршрута: от Керети до Кестеньги. Она включает два населенных пункта: Новая Деревня и Большое озеро. Ни того, ни другого в настоящий момент на карте нет.

Попытаемся представить, что это могло быть. В принципе в 40 верстах от Керети в сторону Кестеньги находятся Лоухи. Известно, что Лоухи возникли как станция на новопостроенной мурманской железной дороге и автор не мог не упомянуть этот населенный пункт, если бы именно его имел ввиду. Так что же было "Новой деревней"?

Есть такая версия. На железной дороге между станциями Лоухи и Чупа находится станция Кереть. И около нее на берегу реки Кереть имеются остатки поселения, которое то же наименуется Кереть, но это "не та" Кереть. Однако поселение далеко не новое.  Трудно судить, когда эта деревня могла образоваться - во время постройки железной дороги или раньше, но раз уж это тоже Кереть, то не могло быть два населенных пункта с одним названием. Если вообразить, что это поселение было основано керечанами, и находится недалеко от "главной" Керети, и на той же реке, то как логично его назвать? Правильно, "Новая деревня". Есть же во многих городах России новые районы, которые называются незамысловато "Новый город"!

Единственное, что смущает автора, это расстояние. Северный пишет, что от Керети до Новой деревни 40 верст. А получается не многим более 30-ти. Понятно, что дорога не прямая и т.д., но все равно расстояние великовато.... Есть другой вариант: чуть выше по реке Кереть есть озеро с необычным и редким названием - "Новое":) Старые топографические карты показывают там остатки каких то строений. Может тут и была та самая Новая деревня?

Ну, так или иначе, местоположение этого населенного пункта более-менее понятно. Он был вверх по реке Кереть, либо у пересечения с ж/д либо чуть выше - у озера Новое.

Где же было Большое озеро? Идеальное место - это там, где ныне находится поселок Сосновый. Сомневаюсь, что бы деревню Большое озеро переименовали в Сосновый. Нет в этом никакого смысла, никакой идеи. Значит, было что-то другое.

Бросается в глаза наличие рядом с Сосновым как минимум двух озер с названиями, включающими слово "Большой" - Большое Северное озеро, Большое Еловое озеро. Напрашивается вывод, что упомянутый населенный пункт был у какого-то из этих озер. Между Еловым озером и Большим Северным, совсем рядом с п. Сосновый есть очень удачное место, село туда так и просится. Да там и видны какие-то строение. Может это оно и было?

Есть, правда, еще одна версия. не было населенного пункта Большое озеро, а было одно из больших озер. Через него автор и предлагал передвигаться. Переправы он не отрицал :)

Конечно, полностью решить эту загадку, наверное, не удастся, но чуть-чуть занавес, повешенный историей, мы приоткрыли!

 

Фотографии Керети 1939 года

На сайте Национального архива РК обнаружил несколько интересных фотографий

Церковь в селе Кереть
Церковь в селе Кереть

Дом купца Савина в селе Кереть

Дом Коргуева в селе Кереть Рыбаки в селе Кереть

 

Буксир Кереть

Оказывается существовал в Одесском порту буксир "Кереть".

Однажды он снялся в художественном фильме "Девчонка с буксира" (1965 г).

 

Сам фильм можно посмотреть здесь.

 

Памятники истории и культуры в Керети

Оказывается в Керети есть официальные памятники истории и культуры, их перечень закреплен приказом Министерства Культуры Карелии N38 от 18.02.2000

  1. Амбар Нифанина нач. XX в. д. Кереть
  2. Амбар Петрова нач. XX в. д. Кереть
  3. Амбар рыбный нач. XX в. д. Кереть
  4. Крест придорожный кон. XIX-нач. XX в. д. Кереть
  5. Дом жилой Чумичева нач. XX в. д. Кереть
  6. Здание таможни нач.XX в. д.Кереть
Сохранились ли они???
 

Сообщение с Керетью

В 60-е и 70-е существовало регулярное пассажирское сообщение с Керетью по морю. Его обеспечивало Беломорско-Онежское пароходство.

Ходил катер проекта Р-376У "Навага"

Ниже приведено расписание 1972 года.

Линия Чупа – Чкалово – Кереть – Картеж – Кереть – Чкалово – Чупа,  т/х «Навага».
Отпр. 11-00, Чкалово – 12-00, – , Кереть – 13-20, Картеж – 13-45/14-00, в Чупе – 16-30. Ежедневно
По сб. и вс. Чупа (17-20), Чкалово (18-30) – Кареть (19-50), Чкалово (21-10), Чупа (21-00). По вс. толькло до Керети.

Кереть (5-05) – Чкалово (6-30) – Чупа (7-30).

По понед. Кереть (19-30) – Чкалово (20-40) – Чупа (21-40). По пн., ср., чт. и пт.

Линия Чупа – Чкалово – Чупа. Отпр. 16-50, приб. 17-30, приб. обр. 19-00. Выходной – воскресенье.

источник

 

 
Еще статьи...

Что нового

Смотрите фотографии, сделанные в сентябре 2016 года и новую панораму Керети.

Кереть в блогах

Погода в Керети

Опрос

Как вы считаете, есть ли у Керети будущее?
 

Кто онлайн

Сейчас 66 гостей онлайн