Начало Блоги Блог админа

Ко дню победы

Конечно, Кереть не была никогда театром военных действий, но и ей тоже  досталось.

Отец рассказывал, то один раз деревню бомбили. Правда это больше напоминало сброс куда попало, т.к. из тех двух (или трех - я не помню) бомб, одна вообще никуда не попала, а другая попала на кладбище и разворотила могилы.

Кому то ж и до этой деревни было дело!

 

Почему не стало Керети (3)

 

Само по себе появление железной дороги не могло мгновенно повлиять на состояние Керети, но это стало началом конца. С железной дорогой появились новые населенные пункты. Например, поселок Лоухи был основан именно как станция с паровозным депо. Появилась возможность развивать более интенсивно другие отрасли промышленности.  Стала развиваться горнодобывающая промышленность – появился Чупинский ГОК. Вывоз стал проще – ведь ж/д недалеко, построить дорогу не проблема. Хотя даже не в этом дело – те, кто был в Чупе, знают, что ветка железной дороги приходи прямо в поселок.

Кереть же находится на значительном удалении от ж/д, доступ осложняется относительно сложным рельефом. Ради вывоза леса стоить ветку в Кереть, видимо, было уже нецелесообразно, ведь теперь в и Чупе появилась лесобиржа.

Автору странным кажется, что в Кереть не была построена обычная автомобильная дорога (пусть меня поправят, если я не прав), существовал только зимник. Почему – не ясно (сразу оговоримся – сейчас дорога есть, но она появилась где-то в девяностых годах прошедшего столетия, т.е. совсем недавно, когда Керети уже фактически  не стало, причем дорога эта примкнула к дороге Плотина-Чкалов, которая была построена ГОКом для вывоза породы и была ранее изолированной, пока не сделали дорогу Плотина-Чупа в восьмидесятых годах). То ли считали, что морского сообщения (и по зимнику) достаточно, т.к. лесозавод работал, в том числе и  на экспорт, то ли постройка дороги в те времена была непростым делом. Я готов поверить во второе, потому что дороги было строить действительно тяжело. То, что построено в недавнее время – это "отходы производства", пустая порода из шахт, которой во времена успешной работы ГОКа было достаточно. Это щебенка, которую можно насыпать даже в болото, и с которой практически ничего не делается. Конечно, это не асфальт, но это и не песок, который размывает после первого дождя. И сегодня по дорогам, проложенным к бывшим рудникам, можно проехать на легковой машине, несмотря на то, что за этими дорогами уже лет 30 как никто не следил. Так вот раньше, мне кажется, такой возможности (т.е. засыпать все дармовой щебенкой) не было, а как еще построить дорогу по болотам да скалам?

Тем не менее факт есть факт - дороги не было. Значит, все должно было продолжаться по старинке – поставка древесины сплавом, вывод продукции (леса, рыбы) – только морем. А это накладывает определенные ограничения. Рано или поздно лес вдоль рек весь будет вырублен (кто про это думал в военное или послевоенное время, когда план –это  главное). Да и рыболовство в ограниченной акватории не может развиваться бесконечно.

Здесь начинает работать закон бизнеса: или расширяйся, или займи свою нишу, или умри. Расширяться было невозможно и некуда, своего уникального продукта не было, и отсутствие путей сообщения сделало продукцию неконкурентоспособной (как говорили в советское время – "нерентабельной").

Видимо это и сыграло свою роль , т.к. Кереть была "закрыта" чисто административными методами. Был закрыт лесозавод, оборудование вывезено. Через некоторое время перестал существовать рыболовецкий колхоз, а жилая инфраструктура уже было ликвидирована как следствие. Была закрыта школа, больница, клуб, почта. Самым последним был закрыт продовольственный магазин, который просуществовал года до 73-74.

С той поры люди, который раньше жили в Керети, могли приезжать туда только как на дачу. К сожалению охотников на чужое добро и там хватало. Запертые дома взламывали и растаскивали тот нехитрый скарб, что там оставался. А потом "бесхозные" дома стали просто пилить на дрова. И никому ведь не пожалуешься. Советской власти в деревне уже не было…

Так деревня практически исчезла с лица земли. Сейчас там остался дай бог десяток остовов старых домов.

Такая вот грустная история.

Но что бы было, если… ? Порассуждаем об этом в следующей части.

 

Почему не стало Керети (2)

Итак, что имеем в сухом остатке?

1. Рыболовство. Места не самые рыбные по сегодняшним временам. Сейчас большие траулеры в Северное море ходят.

2. Добыча полезных ископаемых. Бесперспективно, по причина изложенным выше.

3. Лесоповал и деревообработка. В принципе, еще возможно, но есть одно НО, уже погубившее Лесозавод - это логистика.

 

В былые времена большое значение имело то, что Кереть являла собой удобный порт. Глубоко уходящий вглубь суши залив, хорошо защищенный от ветра и волн, достаточно глубоководный. Логистика, и еще раз логистика, является одним из ключевых моментов существования торговли, всегда и везде.

По всей видимости, Савинская лесопилка была построена именно на острове Средний (или, по-местному, Середний) из-за того, что из-за большой глубины к острову могли подойти весьма серьезные суда. Очевидным минусом является то,  что зимой море замерзает и навигация прекращается. Работа лесопилки, скорее всего, не останавливалась, т.к. подвозить лес можно было "автотранспортом". Если посмотреть на топографические карты, даже не очень старые, на них видна масса зимников (дорог, которые используются только зимой, когда реки и болота замерзают).

"Грунтовых дорог в сказанной местности нет никаких, сообщения производятся летом вдоль морского берега на пароходах и лодках, а внутри Кольского и Кемского уездов, покрытых почти сплошь озерами, болотами, тундрами, горными хребтами, — частью пешком, частью на лодках по озерам и рекам; зимою же путь пролегает по целой цепи озер и по болотам."

Отсюда напрашивается вывод, что первой серьезной причиной для последующего угасания Керети явилась постройка железной дороги. Как известно, Мурманская железная дорога была построена исходя во время первой мировой войны в рекордно короткие сроки – за 1,5 года и была готова 3 ноября 1916 года. Идея постройки железной дороги даже в то время была далеко не нова и изыскания в этом направлении проводились и раньше. Есть серьезной подозрение, что трасса новопостроенной железной дороги отлична от той, что предполагалась более ранними изысканиями. Читая материалы визита Архангельского губернатора в эти места с целью "разведки обстановки" для принятия решения о постройке телеграфной линии (1893 год), натыкаемся на довольно интересную фразу.

"Задача по изысканию пути для телеграфной линии от Кеми до Кандалакши, на протяжении около 350 верст, как оказалось, в значительной мере облегчается тем, что в прошлом году между этими пунктами были произведены инженером Журданом изыскания для проектированной на Севере железной дороги. По изысканиям инженера Журдана, железная дорога должна быть направлена вдоль берега моря в незначительном от него расстоянии, захватывая почти все прибрежные населенные пункты, с обходом всех озер и болот, что вполне соответствует тем условиям, которые необходимы для постройки телеграфной линии."

Та телеграфная линия была построена уже в 1896 году, и прошла они именно "захватывая все прибрежные населенные пункты", в том числе и Кереть. Эта телеграфная линия видна на всех картах, поэтому хорошо видно , как резко трасса железной дороги отличается от трасы телеграфной линии. Причина этого понятна – ж/д строили в военное время, ударными темпами, и задачей было соединение центральной России с незамерзающим Кольским заливом, а не обслуживание прибрежных деревушек. Потому и оказалась Кереть в 30 километрах от новой артерии.

Если бы трасса ж/д прошла, как телеграфная линия, то может все было бы по другому.

Продолжение следует….

 

 

 

Бабки как носители культуры

Не знаю как в других местах, а на Белом море никогда не слыхал: "старики рассказывали..", слышал только "а вот бабки рассказывали".

Оно, конечно, понятно. Места суровые, да и бизнес у мужиков был не простой, опасный даже. С другой стороны, здоровая пища, свежий воздух. Неудивительно, что много женщин доживало в этих местах до весьма интересного возраста. Моя бабушка дожила почти до 90.

Понятно, то носителями фольклора становились именно они. Постараюсь по ходу дела припомнить какие-нибудь байки "от бабок".

 

"Если чайка лезет в воду - жди хорошую погоду".

 

Почему не стало Керети

Неоднократно я задавал себе вопрос - почему перестала существовать Кереть? И еще - что могло бы изменить ситуацию.

Постепенно я пришел к неким умозаключениям, которыми хотел бы поделиться.

Итак, трудно сказать наверняка, но поселение появилось как русская деревня как минимум в 14 веке, может а раньше, и основано новгородцами. Толковых сведений про тот период, понятно, нет. Полноценное описание поселения появляется в 16 веке и к тому времени Кереть являет собой более чем солидное поселение.

Так или иначе, люди не живут просто так, они чем -то занимаются. История сохранила для нас следующие варианты занятий:

- Рыболовство (наверное и охота в какой-то мере), что вполне логично для людей, живущих на берегу моря

- Солеварение, видимо весьма доходный в определенные исторические времена бизнес, во всяком случае 16 веке точно. В летописаниях однозначно указано, что в селе былп много солеварниц.Насколько я понимаю, соль бралась из морской воды, т.к. никаких соляных шахт ни здесь, ни обозримой дали не было. Вопрос вызывает логистика - -соль из морской воды можно было варить и гораздо южнее и, наверное, люди там этим занимались. Спрашивается, была-ли Кереть серьезным центром солеварения, или этим все занимались в равной мере. Впрочем, эта тема для отдельной дискуссии.

- Добыча слюды. Вполне реальный бизнес на протяжении довольно длительного времени. Месторождения слюды разрабатывались вплоть до конца 20 века. В древние (15-16 век) времена слюда в России выполняла роль оконного стекла. Впрочем, летописания не дают однозначного подтверждения, что это занятие было основным для жителей села.

- Добыча медной руды. Не исключаю, что это больше домыслы, но кто бывал на острове Медянка, видели характерные раскопы. Про промышленные масштабы речь, конечно не идет.

- В конце 19 века актуальным стала деревообработка - в Керети (точнее, на соседнем острове, не знаю его точного названия, потому что все называли его просто - Лесозавод) была построена лесопилка, которая сыграла существенную роль в судьбе поселения. Опять же вопрос - догадался ли купец Савин начать это дело с нуля, или что-то было до этого - авторам неизвестно.

Все остальное, чем занимались жители деревни (хлебопечение, сельское хозяйство, животноводство и т.п.) было лишь вспомогательным занятием и не имело самостоятельного значения.

Итак. шестидесятые - семидесятые годы прошлого века. Легкодоступные лесные массивы вырублены. Легкодоступные- имеются ввиду места, откуда мог вестись лесосплав - ведь иных способов доставки леса к Лесозаводу не было. Он находится на острове, ни дорог, ни путей.

Шахты по добыче слюды были не только рядом с Керетью, точнее говоря, рядом их там почти не было. Чупа стала реально горняцким поселком. Вплоть до самого недавнего времени там правил ГОК (Горно-обогатительный комбинат), пока не загнулся. Кстати слюда, которая начиная с двадцатых годов дам добывалась, шла в уже, понятно, не на стекла, а в радиотехническую промышленность. Но когда век электронных ламп закончился - закончилась и нужда в слюде. Последнее время ГОК добывает и подготавливает лишь сырье для изготовления керамики. Опять же братья китайцы предлагают это же дешевле.

Продолжение следует...

 

 

Что нового

Смотрите фотографии, сделанные в сентябре 2016 года и новую панораму Керети.

Кереть в блогах

Погода в Керети

Опрос

Как вы считаете, есть ли у Керети будущее?
 

Кто онлайн

Сейчас 55 гостей онлайн