Начало Блоги Блог админа

Почему не стало Керети (2)

Итак, что имеем в сухом остатке?

1. Рыболовство. Места не самые рыбные по сегодняшним временам. Сейчас большие траулеры в Северное море ходят.

2. Добыча полезных ископаемых. Бесперспективно, по причина изложенным выше.

3. Лесоповал и деревообработка. В принципе, еще возможно, но есть одно НО, уже погубившее Лесозавод - это логистика.

 

В былые времена большое значение имело то, что Кереть являла собой удобный порт. Глубоко уходящий вглубь суши залив, хорошо защищенный от ветра и волн, достаточно глубоководный. Логистика, и еще раз логистика, является одним из ключевых моментов существования торговли, всегда и везде.

По всей видимости, Савинская лесопилка была построена именно на острове Средний (или, по-местному, Середний) из-за того, что из-за большой глубины к острову могли подойти весьма серьезные суда. Очевидным минусом является то,  что зимой море замерзает и навигация прекращается. Работа лесопилки, скорее всего, не останавливалась, т.к. подвозить лес можно было "автотранспортом". Если посмотреть на топографические карты, даже не очень старые, на них видна масса зимников (дорог, которые используются только зимой, когда реки и болота замерзают).

"Грунтовых дорог в сказанной местности нет никаких, сообщения производятся летом вдоль морского берега на пароходах и лодках, а внутри Кольского и Кемского уездов, покрытых почти сплошь озерами, болотами, тундрами, горными хребтами, — частью пешком, частью на лодках по озерам и рекам; зимою же путь пролегает по целой цепи озер и по болотам."

Отсюда напрашивается вывод, что первой серьезной причиной для последующего угасания Керети явилась постройка железной дороги. Как известно, Мурманская железная дорога была построена исходя во время первой мировой войны в рекордно короткие сроки – за 1,5 года и была готова 3 ноября 1916 года. Идея постройки железной дороги даже в то время была далеко не нова и изыскания в этом направлении проводились и раньше. Есть серьезной подозрение, что трасса новопостроенной железной дороги отлична от той, что предполагалась более ранними изысканиями. Читая материалы визита Архангельского губернатора в эти места с целью "разведки обстановки" для принятия решения о постройке телеграфной линии (1893 год), натыкаемся на довольно интересную фразу.

"Задача по изысканию пути для телеграфной линии от Кеми до Кандалакши, на протяжении около 350 верст, как оказалось, в значительной мере облегчается тем, что в прошлом году между этими пунктами были произведены инженером Журданом изыскания для проектированной на Севере железной дороги. По изысканиям инженера Журдана, железная дорога должна быть направлена вдоль берега моря в незначительном от него расстоянии, захватывая почти все прибрежные населенные пункты, с обходом всех озер и болот, что вполне соответствует тем условиям, которые необходимы для постройки телеграфной линии."

Та телеграфная линия была построена уже в 1896 году, и прошла они именно "захватывая все прибрежные населенные пункты", в том числе и Кереть. Эта телеграфная линия видна на всех картах, поэтому хорошо видно , как резко трасса железной дороги отличается от трасы телеграфной линии. Причина этого понятна – ж/д строили в военное время, ударными темпами, и задачей было соединение центральной России с незамерзающим Кольским заливом, а не обслуживание прибрежных деревушек. Потому и оказалась Кереть в 30 километрах от новой артерии.

Если бы трасса ж/д прошла, как телеграфная линия, то может все было бы по другому.

Продолжение следует….

 

 

 

Бабки как носители культуры

Не знаю как в других местах, а на Белом море никогда не слыхал: "старики рассказывали..", слышал только "а вот бабки рассказывали".

Оно, конечно, понятно. Места суровые, да и бизнес у мужиков был не простой, опасный даже. С другой стороны, здоровая пища, свежий воздух. Неудивительно, что много женщин доживало в этих местах до весьма интересного возраста. Моя бабушка дожила почти до 90.

Понятно, то носителями фольклора становились именно они. Постараюсь по ходу дела припомнить какие-нибудь байки "от бабок".

 

"Если чайка лезет в воду - жди хорошую погоду".

 

Почему не стало Керети

Неоднократно я задавал себе вопрос - почему перестала существовать Кереть? И еще - что могло бы изменить ситуацию.

Постепенно я пришел к неким умозаключениям, которыми хотел бы поделиться.

Итак, трудно сказать наверняка, но поселение появилось как русская деревня как минимум в 14 веке, может а раньше, и основано новгородцами. Толковых сведений про тот период, понятно, нет. Полноценное описание поселения появляется в 16 веке и к тому времени Кереть являет собой более чем солидное поселение.

Так или иначе, люди не живут просто так, они чем -то занимаются. История сохранила для нас следующие варианты занятий:

- Рыболовство (наверное и охота в какой-то мере), что вполне логично для людей, живущих на берегу моря

- Солеварение, видимо весьма доходный в определенные исторические времена бизнес, во всяком случае 16 веке точно. В летописаниях однозначно указано, что в селе былп много солеварниц.Насколько я понимаю, соль бралась из морской воды, т.к. никаких соляных шахт ни здесь, ни обозримой дали не было. Вопрос вызывает логистика - -соль из морской воды можно было варить и гораздо южнее и, наверное, люди там этим занимались. Спрашивается, была-ли Кереть серьезным центром солеварения, или этим все занимались в равной мере. Впрочем, эта тема для отдельной дискуссии.

- Добыча слюды. Вполне реальный бизнес на протяжении довольно длительного времени. Месторождения слюды разрабатывались вплоть до конца 20 века. В древние (15-16 век) времена слюда в России выполняла роль оконного стекла. Впрочем, летописания не дают однозначного подтверждения, что это занятие было основным для жителей села.

- Добыча медной руды. Не исключаю, что это больше домыслы, но кто бывал на острове Медянка, видели характерные раскопы. Про промышленные масштабы речь, конечно не идет.

- В конце 19 века актуальным стала деревообработка - в Керети (точнее, на соседнем острове, не знаю его точного названия, потому что все называли его просто - Лесозавод) была построена лесопилка, которая сыграла существенную роль в судьбе поселения. Опять же вопрос - догадался ли купец Савин начать это дело с нуля, или что-то было до этого - авторам неизвестно.

Все остальное, чем занимались жители деревни (хлебопечение, сельское хозяйство, животноводство и т.п.) было лишь вспомогательным занятием и не имело самостоятельного значения.

Итак. шестидесятые - семидесятые годы прошлого века. Легкодоступные лесные массивы вырублены. Легкодоступные- имеются ввиду места, откуда мог вестись лесосплав - ведь иных способов доставки леса к Лесозаводу не было. Он находится на острове, ни дорог, ни путей.

Шахты по добыче слюды были не только рядом с Керетью, точнее говоря, рядом их там почти не было. Чупа стала реально горняцким поселком. Вплоть до самого недавнего времени там правил ГОК (Горно-обогатительный комбинат), пока не загнулся. Кстати слюда, которая начиная с двадцатых годов дам добывалась, шла в уже, понятно, не на стекла, а в радиотехническую промышленность. Но когда век электронных ламп закончился - закончилась и нужда в слюде. Последнее время ГОК добывает и подготавливает лишь сырье для изготовления керамики. Опять же братья китайцы предлагают это же дешевле.

Продолжение следует...

 

 

Что нового

Смотрите новые фото из Керети, снятые в сентябре 2019 года

Погода в Керети

Опрос

Как вы считаете, есть ли у Керети будущее?
 

Кто онлайн

Сейчас 9 гостей онлайн